Алексей Рахманов: 100 дней в должности

24 сентября 2014
Военно-промышленный курьер

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС подвел промежуточные итоги своего пребывания в должности на посту руководителя ОСК. Акцент был сделан на проблемных участках работы и планах. С момента июньского назначения Алексея Рахманова руководителем ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» прошло 100 дней.

Подводить итоги через три с небольшим месяца работы, конечно, рано, но проинформировать общественность о направлениях намеченных реформ необходимо, посчитал глава корпорации. «Ничего из того, что я задумывал и что закладывал, на сегодня еще не реализовано, — предупредил Алексей Рахманов. — В лучшем случае будет реализовано года через полтора-два». Сейчас ОСК пожинает «только те результаты, которые были заложены предшественником. Поэтому правильнее говорить о тех планах, которые стоят перед корпорацией, передо мной».

А задачи очень серьезные. «Мы должны собраться и каким-то образом переломить ту неприятную тенденцию, которая характеризовала ОСК, состояние отечественного судостроения в целом. Много над чем надо поработать, — констатировал президент ОСК. — Речь идет и о способах и подходах в управлении проектами, и о формировании профессиональных команд, и о техническом перевооружении. Это спектр вопросов о дальнейших путях развития корпорации, который стоит перед любым руководителем предприятия, не только зарабатывающим прибыль, но и решающим важные государственные задачи».

От модульности к прибыльности

Глава ОСК весьма критично охарактеризовал управление проектами в компании. Оно, по оценке Рахманова, в некоторых случаях находится в неандертальских стандартах. Между тем одним из способов сокращения издержек корпорации и повышения ее финансовой эффективности является именно четкое управление проектами. Другой составляющей оптимизации затрат президент ОСК назвал снижение трудоемкости изготовления кораблей. А эта задача напрямую связана с модернизацией предприятий, которая оставляет желать лучшего.

Что касается технического перевооружения, мне бы хотелось дать какую-то оценку, но она в любом случае будет нелицеприятной, — заявил Алексей Рахманов. — Массовых инвестиций в основной капитал предприятий судостроения за последние 20 лет совершенно точно не было в том объеме, который бы позволил удерживаться на соответствующем уровне технического состояния станочного парка и активов«.

Президент корпорации объяснил эту проблему малой прибыльностью производства, обусловленной в свою очередь «форматом, в котором мы сейчас работаем с Министерством обороны». Рахманов напомнил, что в стоимость продукции закладывается 20 процентов прибыли на собственные работы ОСК и один — на контрагентские. «В итоге мы получаем чистую среднюю маржу на предприятиях ОСК где-то около трех-четырех процентов. Как в этом формате найти достаточные внутренние средства для инвестиций?» — вопрос был скорее риторический. Чтобы оперативно решить эту проблему хотя бы частично, корпорация активно включилась в Федеральную целевую программу (ФЦП), в соответствии с которой происходит финансирование техперевооружения и развития мощностей. В перспективе же при взвешенной денежно-кредитной политике планируется использование внебюджетных средств.

Кроме того, намечено сформировать техническую дирекцию — службу главного инженера. «Техперевооружение — одна из главных задач, которая в дальнейшем будет определять сроки и стоимость строительства кораблей, — отметил Алексей Рахманов. — А это в свою очередь важнейший фактор, влияющий на издержки».

Существенно изменить сроки и стоимость поможет внедрение модульного принципа строительства плавсостава. Такую задачу перед корабелами на совещании в ноябре 2013 года поставил главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков. Перспективные корабли для российского флота, заявил он, будут строиться по модульному принципу, что позволит снимать c универсальной платформы вооружение для замены на новые образцы.

«Мы начали обсуждать эту тему с нашими проектными бюро, — продолжил Рахманов. — Модульность должна быть заложена на этапе проектирования. Сейчас, когда заказы находятся в постройке, это бессмысленно и просто невозможно. Но если этого не сделать, то военное кораблестроение никогда не будет прибыльным. Поэтому сто процентов, что мы будем этим заниматься».

Президент ОСК планирует оптимизировать финансовое управление корпорацией, а также затраты на стадии закупок (материалов, узлов для реализации проектов). По расчетам, это приведет к общему сокращению издержек и повышению эффективности корпорации.

Еще одна ключевая задача — собрать профессиональную команду, которая способна сделать из ОСК лидера глобального судостроения. Лозунг «Кадры решают все» актуален, как никогда. Изменения будут значительные, пообещал Рахманов. Он считает необходимым начать с подбора людей, которые наиболее профессиональны в том сегменте работы, за который будут отвечать. ОСК планирует привлекать кадры, которые хорошо знакомы с военной спецификой отрасли, специалистов по гражданскому судостроению, но не только. «Будем искать профессионалов, которые знают, что такое централизация функций материально-технического обеспечения, IT, финансов», — заявил глава корпорации.

Сквозь запреты и льды

Касаясь оперативных задач, Рахманов признал, что западные санкции создали определенные неудобства. В частности, известно о намерении некоего финского банка закрыть счета местного предприятия ОСК. На данный момент невозможны платежи в долларах США. Однако ни то, ни другое не является проблемой. К примеру, вместо долларов корпорация использует евро или другую валюту.

Президент ОСК отметил, что запреты и ограничения не мешают военно-техническому сотрудничеству (ВТС): «Основные традиционные партнеры России сосредоточены в странах ближнего зарубежья и Азиатско-Тихоокеанского региона (Вьетнам, Индия, Китай), а также в государствах, которые не поддерживают санкции Запада против России (Алжир, страны Латинской Америки). Все ранее заключенные с ними контракты выполняются, ни одного случая отказа не было. Мы не ожидаем оттока наших традиционных партнеров из-за санкций. Более того, надеемся на активизацию сотрудничества со странами Латинской Америки и БРИКС».

Показательно, что на международных выставках отмечается рост интереса к продукции ОСК по военно-морской тематике со стороны государств, прежде не приобретавших российскую технику.

Газотурбинные двигатели украинского производства, которыми оснащаются строящиеся на предприятиях ОСК военные корабли, тоже не создадут проблемы. На замену импортным скоро придут отечественные энергетические установки. «Надеемся, что в начале 2017 года первые турбины, точнее, их прототипы, которые уже пройдут испытания на стенде в Рыбинске, мы сможем начать интегрировать в корабли, которые строятся для российского Военно-морского флота, — выразил уверенность Алексей Рахманов, но при этом уточнил: — До 2017 года мы будем пытаться получать все, за что уже заплатили. Либо придется менять конфигурацию достройки кораблей, для которых эти агрегаты предназначались».

Глава корпорации добавил, что сейчас три корабля, строящиеся ОСК по гособоронзаказу (ГОЗ), находятся в зоне риска. Правда, номенклатуру перечислять не стал. Под вопросом именно поставка двигательных установок. Но по экспортным контрактам у ОСК таких проблем нет.

Есть основания предположить, что под находящимися в зоне риска имеются в виду фрегаты проекта 11356, заложенные на прибалтийском судостроительном заводе (ССЗ) «Янтарь» в Калининграде. Как известно, современные российские военные корабли до сих пор оснащаются двигателями украинского государственного научно-производственного комплекса газотурбостроения (ГП НПКГ) «Зоря» — «Машпроект» (Николаев). Это предприятие выполняло серию контрактов по поставкам для новейших отечественных фрегатов проекта 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко») и проекта 11356. Для первого типа кораблей согласно экспертным данным двигатели уже получены. Резонно предположить, что речь идет о втором из проектов.

Завершение строительства серии фрегатов проекта 11356 на ССЗ «Янтарь» ожидается в 2017 году. Головной корабль серии — «Адмирал Григорович» был заложен 18 декабря 2010-го, спущен на воду 14 марта 2014-го, сейчас на нем идут достроечные работы. К концу года планируется сдача флоту. Помимо головного корабля в Калининграде строятся фрегаты «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».

В очередной раз комментируя ситуацию с УДК типа «Мистраль», Алексей Рахманов выразил мнение, что ОСК сможет при необходимости самостоятельно построить корабли такого класса для Минобороны РФ. Он напомнил, что Балтийский завод уже выполнил заказ на две кормовые части для УДК, окончательная сборка которых производится во Франции.

«Умеем работать, знаем, понимаем, как это делать. Вполне реализуемая задача. Я здесь какого-то особенного вызова не вижу», — высказался по этому поводу президент ОСК. Однако уточнил, что корпусные работы составляют в лучшем случае лишь около 25–30 процентов от стоимости корабля.

Сейчас ОСК находится на этапе проработки облика боевых кораблей основных классов для использования объединенным стратегическим командованием «Север» в Арктике и уже ведет строительство вспомогательных и патрульных судов. В частности, в интересах Северного флота на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге будет заложен ледокол проекта 21180. В перспективе по программе обновления вспомогательного флота для использования в высоких широтах возможно строительство серии таких судов. Они предназначены для обеспечения базирования и развертывания сил ВМФ в ледовых условиях, а также для буксировки боевых кораблей. Проект 21180 представляет новое поколение — с электродвижителем, винторулевыми колонками, большим объемом внутренних помещений, подчеркнул глава ОСК.

На ССЗ имени А. М. Горького в Зеленодольске строится сторожевой корабль ледового класса проекта 22100 «Океан» для погранохраны ФСБ. Он способен преодолевать ледовое поле толщиной до 80 сантиметров. «Согласно техзаданию первые корабли данного проекта будут использованы в Арктике и на Дальнем Востоке. Как предполагается, автономность составит до 60 суток, дальность хода — до 12 тысяч миль. По итогам эксплуатации будет принято решение относительно строительства серии», — уточнил Алексей Рахманов. В северодвинском центре судоремонта «Звездочка» по заказу Министерства обороны РФ намечается закладка спасательно-буксирного судна проекта 20183. Предназначение — то же, использование — в Арктике. Суда проекта 20183, являющегося развитием проекта 20180, как и «Океаны», разработаны санкт-петербургским центральным морским конструкторским бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Кроме того, Северным ПКБ выполнен проект спасательного судна ледового класса водоизмещением 3,5 тысячи тонн. Есть вариант постройки с вооружением.

ОСК ведет переговоры по двум судостроительным заводам в Крыму — «Залив» (Керчь) и «Море» (Феодосия). По словам Рахманова, эти верфи могут быть эффективно использованы для развития военного судостроения и ремонта. Сейчас предприятия не могут войти в состав корпорации из-за того, что раньше ОСК сюда пришли частные компании. «У нас есть команда договариваться. Появятся другие вводные, будем их исполнять», — прокомментировал ситуацию Рахманов. Вопрос по Крыму рассматривался часто и активно. «Мы не смогли проявить ту проворность, которую продемонстрировали частные компании, — признался глава ОСК, — хотя крымский завод „Залив“ был для корпорации невероятно интересен».

Но кооперация с другими судостроителями вполне возможна. В частности, ведется работа с ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» и ССЗ «Пела» (Санкт-Петербург), не входящими в корпорацию, как и с крымскими верфями «Море» и «Залив». Ранее завод «Пела» стал стратегическим партнером керченского предприятия, а зеленодольский — феодосийского.

На вопрос, для строительства каких судов могут использоваться площадки в Крыму, Рахманов ответил так: «На сегодня крымские верфи, в том числе „Залив“, не готовы эффективно заниматься гражданской продукцией. Огромный док „Залива“ будет использоваться для строительства мелкой морской техники и военных кораблей». Это связано прежде всего с тем, что есть проблемы, в частности юридические, при перемещении крупных гражданских судов из Черного моря в другие акватории. «Все, что остается нам и ВМФ, — развитие судоремонта, прежде всего в районе Севастополя, — отметил глава ОСК. — И мы будем активно обсуждать с флотом, каким образом правильнее это организовать: использовать мощности 13-го завода, Севморзавода и соответственно новострой на «Море» и на «Заливе».

Подводя итоги, Алексей Рахманов сообщил, что в корпорации подготовлен первый в ее истории годовой отчет, и пообещал в ближайшее время поделиться им со СМИ. Предварительная информация такова: военное кораблестроение в 2013 году дало ОСК около 73 процентов выручки, соответственно 27 процентов пришлось на гражданскую продукцию. Распределение объемов по ГОЗ и ВТС соответствует 80:20. Какой оказалась выручка ОСК в денежном выражении, президент корпорации не уточнил.

Любовь Милованова ?

Предыдущие публикации

Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов о работе компании, круизных теплоходах, а также о том, почему порой хорошо начинать с нуля.

8 сентября 2017

Президент ОСК Алексей Рахманов дал интервью радио Sputnik в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

8 сентября 2017

Президент ОСК Алексей Рахманов об участии корпорации в Восточном экономическом форуме в интервью корреспонденту телеканала "Россия 24".

6 сентября 2017